Московский патриархат. Симферопольская и Крымская епархия
Храм святителя Иоанна Златоуста
Россия, Крым, пгт. Грэс. Схема проезда к храму
Новости
Храм [5]
Богослужения онлайн [2]
Требы [1]
Школы [0]
Лавка [0]
200
Статистика

Календарь

Четверг,

«  Февраль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728

Икона дня

Величаемые святые
и праздники дня

Апостол и
Евангелие дня


"Мысли на каждый день года" свт. Феофана Затворника

Трапеза дня

Проповедь. Влияние жизни и трудов cвт. Иоанна Златоуста на современную ему среду и приложение его духовного опыта к нашей современности

Проповедь
Влияние жизни и трудов cвятителя Иоанна Златоуста — архиепископа Константинопольского, на современную ему среду и приложение его духовного опыта к нашей современности


Свт. Иоанн Златоуст.
Дни памяти — 9 февраля (перенесение мощей), 26 ноября

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святитель Иоа́нн Златоу́ст (греч. «ωάννης Χρυσόστομος») — архиепископ Константинопольский, богослов, принадлежит к сонму великих церковных светил, которые украшали собою духовное небо святой вселенской Церкви в четвертом веке по Рождестве Христовом. Он почитается, как один из трех Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом, озарившими Вселенную светом своего православного учения, каждый из которых по силе своего высокого дарования послужил святой Церкви.

Среди них был особенно дивен по богатству и разнообразию своих духовных дарований святой Иоанн Златоуст. Его имя навсегда сделались символом духовного величия, его учение просвещает Вселенную, его вдохновенное слово обжигает сердца людей, а его жизнь, исполненная трудов и испытаний, сделалась неистощимым источником назидания и укрепления для всех живших и живущих воинов Христовых, подвизающихся на поле духовной брани против мрачных сил злобы, тьмы и заблуждения.

Начиная с VI века за духовное красноречие святого Иоанна называют Златоустом, а в VIII веке имя «Иоанн Златоуст» становится общепринятым.

Литературное наследие Иоанна Златоуста громадно и точный его объем определить нелегко. Святитель стремился приблизить Библию к жизни своей паствы, показать нравственный смысл Священного Писания. Он комментировал Библию не для богословов, а для рядовых слушателей и читателей - своих современников. Святитель не предлагает готовых решений, а приглашает аудиторию пройти вместе с ним, как он сам выражался «море Писания». Для Иоанна Златоуста Слово Божье было основой христианского пути, он говорил: «Кто согласен с Писаниями, тот христианин».

Большая часть творений Златоуста, это - беседы или слова, гомилии (проповеди, содержащие истолкование Cвященного Писания), которые имеют самое разнообразное содержание. Среди указанных творений особенно важны экзегетические беседы (учение об истолковании Библейских текстов). В экзегетике особенно Златоуст стал навсегда образцом и авторитетом. Стоит особо отметить слова Святителя в Праздничные дни и в память святых.

К творениям Святителя Иоанна Златоуста относятся наставления, предназначенные для чтения. Необходимо особенно отметить его сочинения на аскетические темы и книги о священстве. Кроме того, сохранилось около 240 писем Иоанна Златоуста, которые характеризуют личность этого выдающегося Святого. О Литургии Иоанна Златоуста существует упоминание уже в VI веке, а также известен факт упорядочения Святителем Богослужения, в частности Евхаристического.

Иоанн Златоуст толковал, как Ветхий, так и Новый Завет. Вслед за Василием Великим, он изъяснял Книгу Бытия, Исаию и Псалтирь. Святитель показал, как Библия может стать подлинной наставницей человека. Объясняя священные книги, Иоанн Златоуст часто делал отступления на современные ему общественные и моральные темы, постоянно подчеркивая связь Священного Писания с духовной жизнью и поступками христианина. Именно поэтому размышления Иоанна Златоуста не потеряли своей актуальности и в наше время.

Ориентируясь на творения Святителя, были написаны почти все позднейшие византийские толкования Священного Писания, в том числе - толкование Феофилакта, архиепископа Болгарского. История литературного влияния Златоуста - это одна из самых ярких глав в истории христианской письменности и отеческого предания.

Иоанну Златоусту был дан дар живого, властного слова и темперамент оратора. Он мог и желал проповедовать Слово Божие: «Я убедил душу свою исполнять служение проповедника и творить заповеди, доколе буду дышать, и Богу будет угодно продлить эту мою жизнь - будет ли кто меня слушать или не будет».

Святой Иоанн Златоуст написал исчерпывающие толкования на Евангелия от Матфея и от Иоанна. Особенно Святитель ценил святого апостола Павла, чувствуя родство душ. Современники Иоанна Златоуста даже прозвали его новым Павлом.

Проповеди Иоанна Златоуста имели огромное значение для восточного Богослужения. Их читали, переводили, переписывали. Нравственные и общественные наставления Святителя не устарели, кажется, что они написаны для наших современников. Вся Вера в Бога явлена в Слове Святителя, которое живет и поныне.

Необыкновенное Слово Иоанна Златоуста преобразовывало и продолжает преобразовывать сердце каждого православного человека. Жизнь Святителя, насыщенная испытаниями и трудами, является неиссякаемым источником назидания и укрепления для всех людей, стремящихся к добродетели и искоренению пороков и страстей в собственных душах.

Язык проповедей Иоанна Златоуста чистый, живой и образный, собирал внимание слушателей. Разъяснения чередуются его прямыми и прочувствованными обращениями. Тонкий психолог Иоанн Златоуст проникал в тайны души человека, зримо рисовал характеры и с беспощадным реализмом бичевал человеческие пороки. Слушатели восхищались точностью его характеристик, прямотой обличения, но знали, что Святой Иоанн Златоуст говорит ради исправления и преображения своих современников.

Народ с радостью и вниманием слушал его проповеди. Иоанну Златоусту случалось проповедовать по нескольку дней подряд, но служение проповедью для Святителя было его пастырским долгом и радостью. Иоанн Златоуст говорил: «Проповедничество целительно для меня. Лишь отверзаю уста, чтобы обратиться к вам, и всякая усталость меня покидает». Чаще всего Великий проповедник изъяснял Священное Писание применительно к повседневной жизни, но случалось затрагивать и самые спорные разнообразные богословские вопросы. Святитель Иоанн Златоуст по праву является покровителем проповедников.

Свое пастырское служение Иоанн Златоуст понимал, прежде всего, как учительное служение, как служение Словом. Пастырство есть власть, но власть слова и убеждения - и в этом коренное различие власти духовной от власти мирской: «Царь принуждает, священник убеждает. Один действует повелением, другой советом»... Пастырь должен обращаться к свободе и к воле человека, «нам заповедано совершать спасение людей словом, кротостью и убеждением» - говорил Златоуст. Смысл христианской жизни Иоанн Златоуст видел в свободе жизненного выбора человеком, подвигах и реальных делах.

О свободе и самодеятельности человека Святитель говорил и напоминал постоянно. Именно в свободе выбора человека он видел «благородство» человека и образ Божий. Нравственная область для Златоуста есть, прежде всего, область свободного волеизъявления человека.

Святой Иоанн Златоуст ревностно заботился о ближних – своих современниках. Люди чувствовали его горячую Любовь. Много раз Святителю приходилось защищать бедных и страждущих, умирающих от голода и жажды. Иоанн Златоуст был соучастником народной жизни, знал все ее «горести и радости». Милосердие Святителя ярко обнаруживалось в его отношении ко грехам и порокам своих современников. Будучи сам великим и суровым подвижником, Иоанн Златоуст был непримиримым врагом и обличителем всякого греха, неумолимым гонителем пороков и страстей, с которыми он вел ожесточенную борьбу.

Зорко наблюдая, как за внешней, так и за внутренней жизнью своей паствы, Святитель грозно бичевал любые уклонения от святости и христианского долга. Его обличительные речи временами звучали, как «раскаты громов небесных». Слушатели трепетали, представляя себе те страшные муки, которые они сами себе уготовили своими грехами. Однако вражда Иоанна Златоуста против грехов и пороков никогда не переходила во вражду к самим грешникам. Напротив, чем сильнее Святитель «метал громы обличения» против грехов, тем с большим сожалением и любовью он проникался к самим грешникам, видя в них «заблудших овец», требующих попечения любящего их пастыря.

Поэтому проповеди Иоанна Златоуста имели глубокое ободряющее значение для самых закоснелых грешников, спасая их от ропота, уныния, отчаяния и поддерживая надеждой на Милосердие Божие. Поистине «якорем спасения» для всех современников Святителя и людей нашего времени могут служить следующие слова Святителя Иоанна Златоуста: "Ты грешник? - Не отчаивайся; я не перестану снабжать вас врачевствами, ибо знаю, какое оружие против диавола - не отчаиваться! Если ты во грехах, не отчаивайся, и я никогда не перестану повторять: если грешишь каждый день, то и кайся каждый день... Ты застарел во грехах, обнови себя покаянием! Но можно ли, спросишь ты, покаянием достигнуть спасения? Конечно можно. - Если я всю жизнь свою провел во грехах и принесу покаяние, спасусь ли? – Конечно, спасешься, ибо Милосердие Божие неизмеримо и благость Его неизреченна. Зло, каково бы оно ни было, есть зло человеческое, и потому ограниченное, а прощающее Милосердие есть Божие, и потому безконечное».

Иоанн Златоуст руководил Церковью с полной независимостью, следуя только Евангельским принципам. Он не останавливался перед обличением власть имущих, защищая угнетенный народ: «Христос, бесприютный странник - говорил он - ходит и просит крова, а ты, вместо того чтобы принять Его, украшаешь пол, стены, капители, привязываешь к лампадам серебряные цепи». Роскошь одних и нищета других были в глазах Златоуста симптомом нравственной болезни, поразившей «христианское» общество.

К этому необходимо добавить, что для Иоанна Златоуста Вера осуществляется и исполняется только в Любви, без Любви правая Вера просто невозможна - ни Вера, ни созерцание, ни ведение сокровенных тайн Божиих. Без Любви рассудочно-холодное Богословие является «лабиринтом без выхода». Святитель видел перед собой мятущиеся и спящие человеческие сердца своих современников. Иоанн Златоуст всей своей жизнью, трудами и проповедями пробуждал своих современников и побуждает нас к деятельной Духовной жизни, Совершенной пламенной Любви, следовательно – к Спасению!

Влияние жизни и трудов Святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, на современную ему среду и приложение духовного опыта Святителя к нашей современности актуально и не имеет временных границ для пользы души человека.

Не случайно среди сонма святых Православная церковь называет Святителя Иоанна Златоуста вселенским учителем. Вряд ли, кто может сравниться с ним по высоте жизни, по силе слова, по способности донести до понимания каждого своего современника, а также человека настоящего времени Истины Священного Писания.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Павленко, настоятеля храма святителя Иоанна Златоуста в поселке городского типа Грэсовский в городе Симферополе


Место погребения свт. Иоанна Златоуста в Команах

Теги: проповедь о свт. Иоанне Златоусте, проповедь, Святитель Иоанн Златоуст
Сайт храма святителя Иоанна Златоуста (Россия, Крым, пгт. ГРЭС) © 2024